В оформлении сайта использованы фрагменты из альбома "Архитектурные ордера", выпущенного П.Ф.Алешиным и М.П.Бобрусовым в 1901 г.
Портрет П.Ф.Алешина исполнен, в основном, художником В.М.Петриченко в 1931 г.
Завершен художниками Б.Н.Пианидой и Н.А.Грицаем в 1956 г.
Бумага, пастель, 119х70

Сайт не претендует на статус серьезного монографического исследования, а, при отсутствии возможностей провести таковое, является публикацией материалов об архитекторе, стремящейся упорядочить известные факты и познакомить вас с неизвестными. В таком качестве проект с успехом выполняет свою задачу. Это подробное, детальное изложение творческой биографии мастера, умело использующее (отметим это сразу) возможности гипертекста. Постройки П.Ф. Алешина разделены на типологические группы (жилые, общественные, и др.); примерно половина из них снабжена описанием и иллюстрациями. Современные виды чередуются со старыми фотографиями, планами, воспроизведениями авторской графики.


> Архитектор Павел Алешин > Архитектурные конкурсы

 

Анатомия профессии
Архитектурные конкурсы
Архив
Основные даты жизни и творчества
Жилые дома
Градостроительство
Недостоверные объекты
Общественные здания
Публикации
 

Архитектурные конкурсы

Конкурс на здание Губернского земства по ул. Владимирской, 33 в Киеве
Конкурс на проектирование и строительство здания образцовой школы
Конкурс на здание образцового 4-классного училища им. Н.Терещенко по ул. Ярославов Вал, 40 в г. Киеве
Конкурсный проект планировки и застройки Крещатика в Киеве
Конкурс на фасад здания железнодорожного вокзала в г. Киеве


На фабриках ведется строгий контроль технологии производства клинкера и керамики для фасадов.


Конкурс на фасад здания железнодорожного вокзала в г. Киеве

Конкурс на фасад здания железнодорожного вокзала в г. Киеве Конкурс на фасад здания железнодорожного вокзала в г. Киеве Конкурс на фасад здания железнодорожного вокзала в г. Киеве Конкурс на фасад здания железнодорожного вокзала в г. Киеве Конкурс на фасад здания железнодорожного вокзала в г. Киеве Конкурс на фасад здания железнодорожного вокзала в г. Киеве Конкурс на фасад здания железнодорожного вокзала в г. Киеве Конкурс на фасад здания железнодорожного вокзала в г. Киеве Конкурс на фасад здания железнодорожного вокзала в г. Киеве Конкурс на фасад здания железнодорожного вокзала в г. Киеве Конкурс на фасад здания железнодорожного вокзала в г. Киеве

Процесс проектирования здания киевского железнодорожного вокзала исключительно показателен для понимания того времени, поэтому я позволю себе остановиться на нем подробнее.
Для начала несколько слов об истории железной дороги в Киеве. В 1868 году открылась Курско-Киевская железная дорога, которая связала Киев с Москвой. И уже через два года в конце улицы Безаковской (ныне ул. Коминтерна) закончили первое здание вокзала по проекту арх. С.А.Вишневского. Это было немалое для своего времени кирпичное сооружение в формах английской готики.
В начале 1870-х открывается Одесское железнодорожное направление, потом Харьковское. Здание вокзала уже не в состоянии справиться с возросшими объемами перевозок, и поэтому в 1899 году начинают строить новое сооружение.
Но только через 14 лет проект, разработанный В.А.Щуко, наконец, был утвержден. Сооружение было запроектировано в романском стиле. Впоследствии автор переработал проект, решив здание в формах украинского барокко. Летом 1914 г. был заложен фундамент, но I мировая война помешала завершению строительства.
Только в советское время разрабатывается схема всего городского железнодорожного узла. Возник вопрос о местоположении вокзала. Высказывались мнения, что сооружение необходимо разместить в районе современного Воздухофлотского моста, неподалеку от ул. Павловской. Однако, в связи с тем, что от старой станции оставались многочисленные капитальные сооружения, а также сложилась удобная система подходов, остановились на старом месте для вокзала .
После того, как Управление Юго-Западных железных дорог (ЮЗ) разработало план и технические условия для будущего сооружения, в апреле 1927 г. был объявлен закрытый конкурс на проектирование фасада вокзала. В программе конкурса говорится, что "основная конструкция здания...предполагается железобетонной... Проектирование башен, доминирующих над зданием, не допускается"
Для участия в нем пригласили ведущих украинских архитекторов - П.Ф.Алешина, П.С.Андреева, А.М.Вербицкого, Д.М.Дяченко, А.В.Кобелева (все Киев), А.Н.Бекетова, С.М.Кравца, М.Ф.Покорного, П.П.Ротерта (все Харьков). Был объявлен срок подачи работ в жюри - 21 июня 1927 г.
Тем временем на страницах киевской прессы развернулась дискуссия относительно стиля здания вокзала и, в целом, о путях развития украинской архитектуры в условиях нового социального строя. Эта полемика, известная под названием киевского архитектурного диспута, шла в течение трех лет и сыграла значительную роль в определении окончательного облика здания вокзала.
Сторонники архитектурного наследия считали, что следует опираться на формы украинского барокко. Но большинство выступивших полагали, что требуется новый стиль в архитектуре, как составной части социалистической культуры, и что, как выразился один из участников дискуссии, нельзя "втиснуть прошлое в новое революционное окружение". Эта полемика длилась на протяжении трех лет и сыграла серьезную роль в развитии взглядов украинских архитекторов.
Но вернемся к конкурсу. Жюри присудило три премии, первую - проекту А.Вербицкого при участии П.Алешина (девиз - "Рельс в круге"), вторую - проекту П.Алешина при участии А.Вербицкого (девиз "Родному Киеву"), и третью - проекту П.Ротерта (соавтор Я.А.Штейнберг) (девиз "Линия").
На первый взгляд непонятно, почему Алешин и Вербицкий решили работать вместе, ведь до этого никогда не были соавторами, более того, мне известно, что их взаимоотношения были непростыми.
Алешин по поводу этого решения писал, что это было сделано чтобы "совместными усилиями добиться основного: разработки всего проекта в целом". С этой целью были привлечены талантливые студенты Киевского художественного института В.И.Заболотный, П.Г.Юрченко и В.Циммерман. Сначала каждый из соавторов предложил свой вариант фасада. К дальнейшей разработке были приняты эскизы Алешина и Вербицкого. Так появляются два проекта, самими мастерами названные "проект Вербицкого при участии Алешина" и "проект Алешина при участии Вербицкого" .
Работы в ряде деталей были похожи и использовали стилистику украинского барокко.
Проект Ротерта, напротив, был выполнен в конструктивистских формах. Асимметричное решение сооружения и ритм вертикальных конструкций придает ему оригинальный, но не привязанный к историческому окружению вид.
Вскоре после подведения результатов конкурса в искусствоведческой и архитектурной прессе, а также в местных газетах появляются критические выступления. Крайне резкую оценку проектов Вербицкого и Алешина дал московский журнал "Объединения современных архитекторов" (ОСА) "Современная архитектура". В большинстве критики не затрудняли себя доказательствами и объективным анализом. И только конфронтацией между различными архитектурными течениями в те годы можно объяснить саркастический и нетерпимый тон публикаций. Вероятно, именно из-за разгоревшейся полемики Наркомпутей СССР летом 1927 г. заказал проект фасада лучшим московским и ленинградским архитекторам: братьям Весниным, И.Рербергу, В.А.Щуко и А.В.Щусеву. Несколько изменилась программа конкурса - например, разрешалось вносить коррективы в план здания, разрешалось проектировать башни и т.д.
Проекты братьев Весниных и А.В.Щусева продолжали поиски своего творческого метода в понимании новой архитектуры. Интересен проект Щусева, в котором с угловая башня придавала сооружение динамичность.
Однако и второй тур не удовлетворил заказчика.
И тогда Вербицкому и Алешину было предложено продолжить работу над проектом, взяв за основу варианты первого тура конкурса. Но этому моменту разногласия между архитекторами обострились письмо Алешина Вербицкому от 13 марта 1928 г.), и в дальнейшем в проектировании принимал участие только Вербицкий.
За короткое время он разработал целый ряд вариантов решения фасада. Их можно разделить на две группы: те, в которых зодчий отдавал дань архитектурному наследию, и те, в которых Вербицкий, используя железобетонные и металлические конструкции, стремился показать собственное понимание новой архитектуры.
Был утвержден вариант в железобетонных конструкциях, но с определенной переработкой форм фасада, в частности, абриса центрального вестибюля, решенного в стилистике барокко.
Закладка здания состоялась 7 ноября 1927 г. Завершено строительство в 1932 г., однако в течении долгого времени Вербицкий возвращался к своему детищу.
Центр композиции - главный вестибюль, которой представляет собой сложной конфигурации объем высотой 37 метров с огромным эллипсовидным оконным проемом, решенным с использованием приемов и пропорций украинского барокко. Кстати, эту напряженную, направленную вверх линию, Вербицкий прочертил не с помощью циркуля и линейки, а прорисовал от руки. Доминирующее значение главного вестибюля подчеркивается ритмом арок и пилястр вдоль крыльев здания. Это же единство формы и конструкции характерно и в интерьерах.
Вокзал серьезно пострадал в годы ВОВ. В первые послевоенные годы он был отстроен, а в 1950-х по проекту арх.-худ. Г.Ф.Домашенко переработаны интерьеры. Решенные в помпезных формах "тоталитарного" стиля, перегруженные декором они противоречат объемно-пространственной композии и конструктивной схеме здания, тем более, что внешний вид вокзала остался практически без изменений.









Добавить комментарий!