|
Факты и байки
Решившись на создание этого раздела, я
ни в коей мере не претендую на достоверность всех этих историй.
Но, как говорят, в каждой шутке есть доля шутки. Хотя истории, собранные
здесь далеко не всегда вызывают улыбку.
Повторюсь, мне было всего 11 лет, когда умер дед, поэтому похвастаться
собственными мемуарами я не могу. Помню, что дед был - на мой мальчишеский
взгляд - человеком суровым, не склонным к играм и сантиментам.
Да и видел я его не так часто.
Одни истории рассказывались в нашей семье, другие поведали его ученики, что-то я
почерпнул из литературы.
Но "короля играет свита", и жанр исторического анекдота зачастую
позволяет больше узнать про объект истории, чем серьезные монографии.
|
|
Отец П.А.
Федот Александрович Алешин, несмотря на природный ум и
предприимчивость, был человеком малограмотным и, даже
став одним из лучших киевских подрядчиков, подписывался литерой "А".
В начале 1910-х гг. П.А. сватается к
Ольге Федоровне Мухортовой, красивой молодой женщине дворянского
рода, выпускнице Смольного института, наполовину татарке (отец -
крымский князь Мухорт, изменил фамилию на Мухортов, чтобы получить гражданство), наполовину шведке. Ее родители были категорически
против этого брака. И только после завершения строительства
Педагогического музея,
когда Алешину было даровано именное дворянство,
родители Ольги Федоровны согласились отдать ему руку своей
дочери.
1927 г. П.А. забрали в ЧК. Держали в
доме Ковалевского.
Требовали, чтобы Алешин выдал властям якобы имеющиеся у него
доллары. Кричали: "Вы знаете, где находитесь?!
" - " Да, знаю, - был ответ, - в прачечной мадам Ковалевской".
Годы Великой Отечественной. Оккупированный Киев. П.А. продолжает -
о чудо! - жить в построенном им же доме
по Большой
Житомирской, 17.
В один отнюдь не прекрасный день он его вызывают в городскую управу,
расположенную, кстати, по ул. Владимирской, 33. Немецкие чиновники
предлагают мастеру отдать свой талант делу рейха и выехать работать в Германию.
Алешин, естественно, отказывается от "высокой чести".
Вернувшись домой, он обнаруживает, что оставил у гитлеровских
"работодателей" свою шляпу. Со словами "Оставить ИМ
шляпу? Никогда!" П.А. возвращается (Ольга Федоровна, жена, хватает со
слезами за полы пальто, не пуская к оккупантам, но тот неумолим) и - чудеса
продолжаются! - забирает у пораженных бесстрашием архитектора гестаповцев столь важный предмет туалета.
Те же годы. Естественно, никакой архитектурной практики
в это трагическое время быть не могло. Алешин зарабатывал на хлеб тем,
что изготавливал в своей мастерской зеркала на продажу.
Послевоенный период. П.А., к этому моменту академик и вице-президент Академии
архитектуры Украины, приглашен сделать доклад на каком-то высоком совещании,
на котором присутствует сам Хрущев. Вождь, сидя в президиуме, со свойственной
ему бесцеремонностью, постоянно прерывает докладчика своими замечаниями.
Один раз, другой, третий... В конце концов, П.А. не выдерживает и, обращаясь к первому лицу Украинской ССР, замечает: "Никита Сергеевич, если вы приглашаете специалистов, так, будьте любезны, наберитесь терпения и выслушайте их до конца".
Сцена из "Ревизора".
Середина 1950-х. В дни государственных праздников, 1 Мая и 7 Ноября,
во время проведения демонстраций, когда мимо
Дома врача на ул. Большой
Житомирской, 17 проходила колонна студентов Художественного института или
сотрудников Академии Архитектуры, они обязательно приветствовали
мэтра здравицами типа "Да здравствует академик архитектуры Павел Федотович Алешин!". П.А., будучи уже в весьма преклонном возрасте, выходил на балкон и, снимая шляпу, отвечал на приветствие с таким чувством собственного достоинства, как будто он стоял на трибуне Мавзолея.
|
|