В оформлении сайта использованы фрагменты из альбома "Архитектурные ордера", выпущенного П.Ф.Алешиным и М.П.Бобрусовым в 1901 г.
Портрет П.Ф.Алешина исполнен, в основном, художником В.М.Петриченко в 1931 г.
Завершен художниками Б.Н.Пианидой и Н.А.Грицаем в 1956 г.
Бумага, пастель, 119х70

Сайт не претендует на статус серьезного монографического исследования, а, при отсутствии возможностей провести таковое, является публикацией материалов об архитекторе, стремящейся упорядочить известные факты и познакомить вас с неизвестными. В таком качестве проект с успехом выполняет свою задачу. Это подробное, детальное изложение творческой биографии мастера, умело использующее (отметим это сразу) возможности гипертекста. Постройки П.Ф. Алешина разделены на типологические группы (жилые, общественные, и др.); примерно половина из них снабжена описанием и иллюстрациями. Современные виды чередуются со старыми фотографиями, планами, воспроизведениями авторской графики.


> Архитектор Павел Алешин > Жилые дома

 

Анатомия профессии
Архитектурные конкурсы
Архив
Основные даты жизни и творчества
Жилые дома
Градостроительство
Недостоверные объекты
Общественные здания
Публикации
 

Жилые дома

Доходный жилой дом по ул. Гончара,74 в Киеве
Доходный жилой дом по ул. Виноградной, 5 в Киеве
Особняк Ковалевского по ул. П.Орлика, 1/15 в Киеве
Дом Торгово-промышленного товарищества Бажанова и Чувалдиной по ул. Марата, 72 в Санкт-Петербурге
Доходный жилой дом по ул. Владимирской, 19 в Киеве
1-й жилой дом врача по ул. Большой Житомирской, 17 в Киеве
2-й жилой дом врача по ул. Заньковецкой, 5/2 в Киеве


Лучший хостинг


Дом Торгово-промышленного товарищества Бажанова и Чувалдиной по ул. Марата, 72 в Санкт-Петербурге

Дом Торгово-промышленного товарищества Бажанова и Чувалдиной по ул. Марата, 72 в Санкт-Петербурге Дом Торгово-промышленного товарищества Бажанова и Чувалдиной по ул. Марата, 72 в Санкт-Петербурге Дом Торгово-промышленного товарищества Бажанова и Чувалдиной по ул. Марата, 72 в Санкт-Петербурге Дом Торгово-промышленного товарищества Бажанова и Чувалдиной по ул. Марата, 72 в Санкт-Петербурге Дом Торгово-промышленного товарищества Бажанова и Чувалдиной по ул. Марата, 72 в Санкт-Петербурге Дом Торгово-промышленного товарищества Бажанова и Чувалдиной по ул. Марата, 72 в Санкт-Петербурге Дом Торгово-промышленного товарищества Бажанова и Чувалдиной по ул. Марата, 72 в Санкт-Петербурге Дом Торгово-промышленного товарищества Бажанова и Чувалдиной по ул. Марата, 72 в Санкт-Петербурге

Вскоре после окончания Института гражданских инженеров в Санкт-Петербурге (1899-1904 гг.) Алешин получает заказ, позволяющий ему проявить себя в качестве профессионала. Многочисленные поездки за рубеж в целях ознакомления с мировыми памятниками культуры и наиболее прогрессивными методами в строительстве дали свои позитивные результаты. Еще в студенческие годы он писал в статье в ведущем архитектурном журнале того времени "Зодчий": "Появление нового стиля следует ждать в зависимости, в первую очередь, от новых конструкций" (Зодчий, 1903, № 11, с. 303).

Фасад дома БажановаБольшой 3-хэтажный дом с подвалом на ул. Николаевской (ныне ул. Марата), 72 был выстроен на сравнительно небольшом участке земли, что потребовало от молодого гражданского инженера значительного мастерства и выдумки. Ведь на этой территории необходимо было разместить не только жилые квартиры, но и офисные и складские помещения.

Заказчик, купец 1 гильдии Филадельф Геннадиевич Бажанов, не жалел денег на техническое оборудование оборудование сооружения и строительные материалы - в основном они выписывались из-за границы.

В конструкции здания было использовано множество строительных новинок План 2-го этажа - от использования железобетона для фундаментов и междуэтажных перекрытий до водяного отопления с принудительной циркуляцией воды. В жилых помещениях применялись кондиционеры и горячее водоснабжение.

В архитектуре был использован ведущий архитектурный стиль того времени - модерн. Фасад, выходящий на улицу, имеет слабо зафиксированные и асимметричные ризалиты, которые возвышаются над карнизом дома. Первый цокольный этаж отделен от второго профилированный тягой. Однако, несмотря на внешнюю асимметрию, сооружение производит впечатление цельности. Этому способствуют и скульптурный орнаментальный фриз, и четкий ритм окон, и выразительное решение входа.

Дворовой фасадИнтересно, что значительное внимание было уделено и художественному решению дворового фасада. Кованные ограждения балконов, применение майоликовой плитки и даже оконные стекла, повторяющие очертания полукруглого в плане ризалита - эти приемы совершенно не характерны для обычного двора-колодца.

Особый интерес представляют интерьеры здания. Парадная лестница с фонарями обработана белым мрамором, каждое из помещений оформлено с учетом его функции - декорированы дубовыми резными панелями, майоликовыми изразцами, барельефными фризами на стенах, лепным орнаментом на потолках.

Украшением дома стал и майоликовый камин, распологавшийся в приемной Бажанова, выполненный по эскизу М.А.Врубеля на сюжет былины "Вольга и Микула" в знаменитых ваулинских мастерских в Абрамцево. (Кстати, впоследствии П.К.Ваулин стал основателем керамического производства в Кикерино под Питербургом, ныне завод "Горн" в Волосовском районе Ленинградской области). Савва Мамонтов привлек к работе этой мастерской таких замечательных художников как М.А.Врубель, В.М.Васнецов, А.М.Васнецов, В.А.Серов, К.А.Коровин, В.И.Суриков, В.Д.Поленов, А.Я.Головин. Врубель был очень увлечен новой техникой и целые дни проводил в мастерской, опробуя новые сорта поливы. В своем письме сестре он пишет: "...Так всем этим занят, что к живописи стал относиться легкомысленно". В мастерской им было создано множество скульптур и произведений прикладного искусства.

Камин по эскизам М.А.Врубеля Камин на былинную тематику, пожалуй, самая крупная работа художника в этой технике. Известно пять вариантов камина, отличающиеся друг от друга рисунком деталей и орнаментом - в Третьяковке, Русском музее, Музее декоративного искусства в Москве и музее в Коломенском. Пятый - бажановский.

Но если первые четыре - всего лишь майоликовые панно, то камин из дома Бажанова - единственный используемый по назначению. Все его чугунные элементы - таган, колосники, боковины - жестко связаны между собой. Стороны топки скреплены выполненными из латуни змеями. Все это гармонично увязано с майоликовыми элементами лицевой стороны камина.

На Всемирной выставке 1900 г. в Париже за эту работу Врубель был удостоен Золотой медали. И вполне вероятно, что в именно в доме на улице Марата находится премированный камин.

Окно приемной фланкируют еще два изделия Врубеля - изразцы "Павлин". Как указывает М.Ромм в своей статье, существуют еще три варианта этого изразца, два - в абрамцевском музее, один - в частном собрании. Отличие - в размере и окраске изразцов. Судя по всему (об этом свидетельствует несколько акварелей художника), врубелевские произведения попали в дом не случайно - художник был приглашен работал над интерьерами. Но когда велось строительство дома, Врубель уже тяжело болел и был практически выключен из работы.

Интерьер столовой с фризом Н.К.Рериха Несколько каминов, выполненных на заводе П.К.Ваулина, находятся в других помещениях дома. В целом керамика ограет весьма значительную роль в оформлении дома - вспомним облицовку дворового фасада.

Стены столовой были декорированы живописным фризом на сюжеты русских былин работы Н.К.Рериха (1909 г.) и известным под названием "Богатырский". Это единственная сохранившаяся роспись интерьера гражданского здания, выполненная Рерихом.

Фриз состоит из 19 больших панно (темпера на холсте) высотой 205 сантиметров и длиной около 30 метров. По обе стороны от двери находились панно "Витязь" и "Боян", вдоль стен "Вольга" и "Микула", далее "Илья Муромец" и "Соловей-разбойник". Над окнами панно на тему "Город" возле окон панно с изображением растений и птиц. На торцевой стене напротив двери 7-метровое панно "Садко". Фрагмент панноВ целом фриз выполнен в тонких сочетаниях золотистых, светло-лиловых, зеленых и розовых оттенков.

Детально изучила это блестящее творение Николая Константиновича его исследователь, сотрудник Русского музея В.П.Князева. Она указывает, что весь фриз задумывался Рерихом как единое целое, ссылаясь на хранящийся в Третьяковке набросок, где отдельные части композиции разделены только чертой. В интерьере роль черты выполнял камин.

В годы блокады Ленинграда фриз был серьезно поврежден - покрылся толстым слоем копоти; в особенности сильно пострадало панно "Волька" - кроме загрязнения был утрачен правый нижний угол холста размером 52х36 см. В 1964 г. фриз был передан в Русский музей в Санкт-Петербурге, где усилиями художника-реставратора К.Б.Берняковича был очищен от грязи, были заделаны многочисленные прорывы и проколы, укреплен и тонирован осыпающийся красочный слой.

Фрагмент панноВесьма любопытна ранее не публиковавшаяся переписка между Алешиным и Рерихом по поводу архитектурного оформления интерьеров и самого фриза, часть которой можно увидеть в разделе"Архив".

До недавнего времени в основных помещениях здания размещалась библиотека им. Чехова, однако сейчас эти помещения находится в состоянии перманентной реставрации. В целом здание, как и многие другие сооружения этого периода, требует серьезных ремонтно- восстановительных работ.

По информации Л.Березкина "В гостях у купца Бажанова. Через сто лет после новоселья", опубликованной в газете "Известия" (СПб) за 24.01.2005 г., сейчас реставрация практически завершена, и уже в марте здесь будет открыта "Детская библиотека истории и культуры Петербурга". При этом любопытно, что несмотря на годы совкового нигилизма по отношению к старине, в интерьерах сохранилось немало "родных" деталей - камины, люстры, дубовые двери, кожаная обшивка на боковинах оконных проемов, резьба по дереву, даже замки.










Добавить комментарий!