В оформлении сайта использованы фрагменты из альбома "Архитектурные ордера", выпущенного П.Ф.Алешиным и М.П.Бобрусовым в 1901 г.
Портрет П.Ф.Алешина исполнен, в основном, художником В.М.Петриченко в 1931 г.
Завершен художниками Б.Н.Пианидой и Н.А.Грицаем в 1956 г.
Бумага, пастель, 119х70

Сайт не претендует на статус серьезного монографического исследования, а, при отсутствии возможностей провести таковое, является публикацией материалов об архитекторе, стремящейся упорядочить известные факты и познакомить вас с неизвестными. В таком качестве проект с успехом выполняет свою задачу. Это подробное, детальное изложение творческой биографии мастера, умело использующее (отметим это сразу) возможности гипертекста. Постройки П.Ф. Алешина разделены на типологические группы (жилые, общественные, и др.); примерно половина из них снабжена описанием и иллюстрациями. Современные виды чередуются со старыми фотографиями, планами, воспроизведениями авторской графики.


> Архитектор Павел Алешин > Градостроительство

 

Анатомия профессии
Архитектурные конкурсы
Архив
Основные даты жизни и творчества
Жилые дома
Градостроительство
Недостоверные объекты
Общественные здания
Публикации
 

Градостроительство

Проект планировки города Мурманска
Проект планировки и застройки Крещатика в Киеве
Проектирование и строительство соцгорода "Новый Харьков"


Самосвалы в аренду на supermaz.by от компании СуперМаз.


Проектирование и строительство соцгорода "Новый Харьков"

Проектирование и строительство соцгорода Проектирование и строительство соцгорода Проектирование и строительство соцгорода Проектирование и строительство соцгорода

Немного хронологии.
27 декабря 1929 г. Проектно-конструкторское бюро при НКВД (к слову, кроме своих прямых функций, НКВД в те годы непосредственно ведал всеми строительными делами в стране) под руководством П.Алешина получает заказ на проектирование соцгорода "Новый Харьков" на 113 тысяч жителей.
17 января 1930 г. закончена подробная программа проектирования, в которой излагалась основная концепция этого беспримерного по размерам градостроительного образования.
28 марта 1930 г. властям был представлен эскизный проект поселка ХТЗ.
В апреле того же года все работы по проектированию были переданы в организованный в это время Харьковский филиал Гипрограда (Государственного института проектирования городов) Украины.
И вся работа по окончательному проектированию соцгорода была завершена в сроки, достойные книги Гиннеса - за 40 дней.
Закладка поселка состоялась в мае 1930 года.
Избегая соблазна рассказать подробно об удивительно интересной борьбе идей в советском градостроительстве в те годы, об ожесточенных баталиях так называемых урбанистов и дезурбанистов, я рискну хоть слегка очертить приоритетность этой работы для тех лет. Сжатые сроки не помешали градостроителям решить целый ряд сложных проблем. Одна из них состояла в выборе места для строительства и "взаимоотношениях" соцгорода с Харьковом. Выбор стоял между двумя территориями: на Салтовской площадке на востоке и в непосредственной близости от ХТЗ на Лосевской площадке, Во главу угла было поставлено решение транспортной проблемы, ведь при принятии второго варианта "связь между новым и старым Харьковом представит собой рядовую задачу, будет лишена пикового характера".
Авторы стремились не только найти место для нового строительства и разработать проект его планировки и определить возможные связи и степень воздействия поселка на градостроительную структуру Харькова, но и предложить некоторые идеи для решения более общей задачи - реконструкции старого города. Это был новый методологический прием, при котором взаимосвязь всех звеньев системы "город - район - квартал - жилая ячейка" ставилась во главу угла.
Другим вопросом, который заботил проектировщиков, был вопрос о сущности города новой эпохи. Это, по их мнению, должен быть "...законченный организм, продуманный и рассчитанный от начала до конца... социалистические города строятся с приближением к максимальному комфорту обслуживания населения при условии равенства этого обслуживания и исключения контраста роскоши и бедности".
Не вдаваясь в подробности, нужно добавить: Алешин с учениками отдавали себе отчет, что индустриальное строительство предполагает определенную монотонность в архитектурном решении соцгорода. Основной задачей они видели преодоление этого недостатка.
Взглянув на перспективу одного из жилых кварталов, можно увидеть, как с помощью ряда композиционных приемов архитекторы пытаются решить эту проблему. Использование сооружений различной этажности, игра на контрасте лапидарных объемов жилых домов и усложненных архитектурных форм культурно-торгового центра, а также решение жилого квартала в виде единого целого (все сооружения были объединены между собой крытыми переходами), позволило придать комплексу неповторимый облик.
Этому же способствовала умелая работа с существующим ландшафтом, органично включенным в архитектурную среду. В овражистой части соцгорода был запроектирован парк. В центральной части, где заметно понижение рельефа, градостроители предлагали создать административно-культурный центр поселка. Именно здесь намечалось разместить основные административные здания, а также театр, многофункциональный зал для собраний. Дворец культуры, Дом прессы, здание радиотеатра, дворец физкультуры и стадион.
А идущую параллельно Чугуевскому шоссе зеленую полосу предполагалось застроить зданиями гостиниц, музея и кинотеатра. На вторую очередь было запланировано построить театр, планетарий и пр.
Конечно, удалось реализовать лишь часть задуманного. Но внимательное изучение опыта проектирования соцгорода "Новый Харьков" позволяет увидеть новаторский подход архитекторов к решению этой, в общем-то, беспрецедентной задачи. Это - учет инфраструктуры исторического Харькова. Это - создание полноценной системы культурно-бытового обслуживания населения. Это - стремление создать художественный облик города, в котором речь идет не об "архитектуре фасада", а об едином градостроительном целом.









Добавить комментарий!