В оформлении сайта использованы фрагменты из альбома "Архитектурные ордера", выпущенного П.Ф.Алешиным и М.П.Бобрусовым в 1901 г.
Портрет П.Ф.Алешина исполнен, в основном, художником В.М.Петриченко в 1931 г.
Завершен художниками Б.Н.Пианидой и Н.А.Грицаем в 1956 г.
Бумага, пастель, 119х70

Сайт не претендует на статус серьезного монографического исследования, а, при отсутствии возможностей провести таковое, является публикацией материалов об архитекторе, стремящейся упорядочить известные факты и познакомить вас с неизвестными. В таком качестве проект с успехом выполняет свою задачу. Это подробное, детальное изложение творческой биографии мастера, умело использующее (отметим это сразу) возможности гипертекста. Постройки П.Ф. Алешина разделены на типологические группы (жилые, общественные, и др.); примерно половина из них снабжена описанием и иллюстрациями. Современные виды чередуются со старыми фотографиями, планами, воспроизведениями авторской графики.


> Архитектор Павел Алешин > Общественные здания

 

Анатомия профессии
Архитектурные конкурсы
Архив
Основные даты жизни и творчества
Жилые дома
Градостроительство
Недостоверные объекты
Общественные здания
Публикации
 

Общественные здания

15 проектов зданий школ для сел Киевской области
Здание Ольгинской гимназии по ул. Хмельницкого, 15 в Киеве
Здание образцовой школы № 71 по Полевому пер., 10 в г. Киеве
Здание Педагогического музея имени Цесаревича Алексея по ул. Владимирской, 57 в Киеве


Такси Винница отзывы винничан о такси.


Здание Ольгинской гимназии по ул. Хмельницкого, 15 в Киеве

Здание Ольгинской гимназии по ул. Хмельницкого, 15 в Киеве Здание Ольгинской гимназии по ул. Хмельницкого, 15 в Киеве Здание Ольгинской гимназии по ул. Хмельницкого, 15 в Киеве

К этому объекту Алешин возвращался на протяжении всей своей творческой деятельности. Еще в 1909 г. были сделаны первые эскизы, в 1911 и 1914 гг. архитектор составил два новых варианта будущего сооружения. Строительтво началось в июле 1914 г.
В моем архиве хранится любопытный документ. На обратной стороне приглашения на заседание строительной комиссии по постройке гимназии Алешин эскизировал варианты решения фасада здания.
Однако, в связи с началом 1-й мировой, а впоследствии, гражданской войны, гимназия была было завершена только вчерне.
В 1924 г. Алешину заказали перепрофилировать почти законченное здание под Рабоче-Крестьянский Дворец Труда. Для этой цели П.А. запроектировал надстроить мансардный этаж.
И только в 1927 г. строение было передано Всеукраинской Академии наук. И снова зодчий берется за работу. В течении 1928 г. были завершены все отделочные работы, а с 1929 г. тут размещались различные академические учреждения.
Будучи главным архитектором Академии наук Украины, мастеру проходилось раз за разом возвращаться к своему детищу.
Последний штрих П.А. поставил в 1948 г., когда составил генеральный план всего квартала, ограниченного ул. Владимирской, Хмельницкого, Терещенковской и бул. Шевченко.
Но необходимо отметить, что архитектор всегда рассматривал каждое сооружение в этом районе города, а также расположенные в непосредственной близости от него, как единое целое. Стремление к ансамблевости - вот ключ к пониманию и особой привлекательности зданий этой части Киева, и составляющих мастерства зодчего.
Кроме единого приема для всей территории - использования ордерной композиции - П.А. исключительно умело играет с ландшафтом. Доминирующий объем - башенка на входом в здание со стороны ул. Хмельницкого - сознательно смещена от центральной оси здания, как бы уравновешивая перепад рельефа.
Ритм пилястр ионического ордера, опоясывающих здание по всему переметру, оживляется решением входов в здание со стороны улиц Владимирской и Хмельницкого. Эти ключевые элементы фасада хоть и решены по-разному, но с использованием аналогичных композиционных приемов.
В целом, весьма солидное по размерам здание выглядит на удивление цельно. Чередование монотонных плоскостей и акцентных элементов (входов), игра на самой конфигурации здания, при которой создаются озелененные курдонеры, сдержанный, лишь акцентированный башенкой, силуэт строения создает тонкую игру объемов, удивительно органично вписывающийся в городской ландшафт.
Не менее элегантно решены и интерьеры. Взгляните хотя на точеные формы ограждения на центральной лестнице.
И еще одна сентенция. Приспособление старого строения к сегодняшним нуждам, изменение его функционального содерджания зачастую приводит к определенным, а иногда и значительным искажениям его первоначального облика. Но в случае с Ольгинской гимназией мы видим как бы развитие творческой мысли зодчего. Менялись задачи, ставились новые условия, но архитектор оставался верен себе, отстаивая свою концепцию, свое понимание прекрасного.
Да, несомненно, город - живой, растущий организм. Статика не его черта. Работа архитектора и состоит в том, чтобы, почувствовав алгоритм исторической среды, тонкими мазками вносить изменения, не нарушая ее целостности. Но это уже удел мастеров.









Добавить комментарий!